Отдел управления образованием Динского района Краснодарского края

 

 

 

МОУСОШ №30

 

Электронная почта:                      mailto:school30@din.kubannet.ru

Наш сайт в Интернете:                 http://www.sk30.by.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

 

 

«Методика преподавания физики учащимся с задержкой психического развития».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор опыта -

Беленко Елена Алексеевна,

учитель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006 г.
Содержание

 

 

1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта  3

2. Основная часть. 5

2.1 Отношения к предмету через отношения к учителю.. 5

2.2  Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. 6

2.3 Влияние силы мотивации на успешность учёной деятельности. 7

2.4 Учёт психических особенностей разных групп учеников. 8

3. Заключение. 12

4. Бибиографический список. 13

5. Рецензия на опыт работы.. 14

6. Приложение к опыту. 15


 

1. Вводная часть. Актуальность опыта, условия возникновения проблемы, становления опыта

Каждый учитель мечтает зайти в класс и увидеть горящие любовью глаза, каждый учитель хочет работать с умными, учениками, каждому учителю приятно, когда 40 минут урока дети работают в полную силу, с желанием узнать новое и с любовью к предмету.

О работе в таком классе мы, учителя, говорим: «Работаешь трудно, но приятно, потому что видно отдачу ребят, видишь результаты своего труда».

Но, к сожалению, мечты не всегда совпадают с реальностью.

А реальность часто такова:

Учитель входит в класс, где 10-12 учеников с равнодушными, потухшими глазами, в лучшем случаи пассивно сидящие за столом, а чаще всего на эмоциональном подъёме решают проблемы, абсолютно не касающиеся  к вашему любимому предмету.

Они, ученики, хотят, чтобы не начавшиеся ещё урок уже закончился, они привыкли, что им формально ставят оценку и переводят из класса в класс.

Так в каком же классе труднее работать? Где больше учитель прикладывают сил, умения, профессиональных знаний и любви?

Ровно 100 лет назад основатель коррекционной педагогики Всеволод Петрович Кащенко обратился к тогдашним московским властям с утверждением: 6% московских детей нуждаются в специально организованном обучении, имея в виду не детей-инвалидов, а тех, кто по разным причинам испытывает стойкие трудности в обучении и, без специальной помощи не мог справиться  со школьной программой.

Тогда, по разрешению Московской городской думы В. П. Кащенко создал в Москве частную школу-саноторий – одной из первых в России  учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. Школа-санаторий Кащенко была предтечей того, что нынче называется коррекционной школой, классами выравнивания и коррекции.

Нынче год от года количество коррекционных классов и их учеников, увеличивается, поскольку растёт число детей, не справляющихся со школьной программой.

Кто-то склонен видеть причину этого в увеличении семей злоупотребляющих алкоголем, однако учёные РАО считают, всё зависит от того, каковы особенности человеческого мозга и компенсаторные возможности организма ребёнка.

Сегодня количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, растёт ещё и потому, что много малышей не посещают детские сады, которые в советское время готовили их к школе и оказывали логопедические и прочие необходимые услуги.

Дело в том, что когда дети попадают в поле зрения специалистов в 2-3 года, то после этого практически 80-85% из их числа по достижениям семилетнего возраста идут в общеобразовательную школу и никто не вспоминает, что в пять лет у них были какие-то проблемы в развитии. Дети, не прошедшие через детский сад, чаще других попадают в разряд «педагогически запущенных, а потому и потенциальных учеников коррекционных классов».

Я работаю в школе 12 лет. И уж так мне повезло, что с первых дней преподавания физики, я преподавала в классах, где все дети были с задержкой психического развития, как их называли «коррекционные классы». Сейчас пытаются уйти от этой формулировки. Я тоже против какого-либо «клейма», которым можно «наградить» детей. Но ведь, если даже нет официально «коррекционных классов», то это не значит, что проблема учения таких детей решена, ведь дети остались все в школе. Вот только несколько цифр на уровне одной нашей школе.

Если в 2004-2005 учебном году детей с задержкой психического развития было 100 человек (это в «коррекционных классах»), то в 2006-2007 учебном году их число не уменьшилось, а наоборот увеличилось на 8 человек, за счёт пребывания из вспомогательной школы.

С первого года работы я стала искать пути решения большой проблемы; как успешнее обучать слабоуспевающих детей по интереснейшему предмету – физике. Спасибо моим коллегам, старшим товарищам, наставникам, которые помогли мне не отчаяться, а по-умному, грамотно решать все возникающие вопросы.

В результате множественных проб и ошибок, для себя я разработала методику преподавания физики детям с задержкой психического развития. С этой методикой хочу поделиться со всеми заинтересованными учителями.

Считаю, что для решения этой проблемы необходимо использовать несколько важных моментов:

1.      Личное отношения ученика к преподавателю.

2.                 Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса.

3.                 Влияние силы мотивации, на успешность учебной деятельности очевидна.

4.      Учёт психических особенностей разных групп учеников.

5.                 Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения учебной работы.

6.      Проформенитационная работа.


 

2. Основная часть

2.1 Отношения к предмету через отношения к учителю

Конечная цель любого учителя – формирование человека с позитивным мышлением через личностно ориентированный подход в обучении.

Двигаться к намеченной цели, необходимо, решая следующие задачи:

1. Развитие уверенности в себе и самопринятия.

2. Развитие позитивного отношения к миру и принятия других.

3. Развитие самостоятельности.

4. Развитие мотивации самосовершенствования.

Для всех перечисленных компонентов очень важен стиль взаимодействия учителя и ученика, насколько осознано воспринимает педагог своё взаимодействие с учениками, всегда ли он контролирует свои слова, поступки, жесты, выражения лица. Ведь ещё А.С. Макаренко говорил, что мы воспитываем детей даже тогда, когда нас нет дома. Каждое взаимодействие, преднамеренное или непреднамеренное несёт воспитательное воздействие. 

Ещё один важный момент. Развитие ученика можно осуществлять, только зная ученика, изучая его индивидуальность, потребности, ценности.

В школу приходят малыши и на наших глазах растут, меняются, превращаются в юношей и девушек. Изменяется происходящие в их характере, психике, необходимо отслеживать, делать выводы, потому что всё это позволяет предвосхищать затруднения и проблемы, учитывать их особенности, идя на урок в коррекционный класс, выбирая разные методические приёмы.

Говоря о взаимодействии учителя и ученика, в первую очередь на уроке, полезно выделить категории анализа взаимодействия на уроке:

1.     Восприятия чувств, эмпатия (речь идёт о восприятии педагогом настроения учащихся и его реакции на эти настроения).

Зачастую бывает так, что в поурочном планировании одно, а, переступив порог класса, понимаешь, что сегодня это не получится.

Заслуга педагога не в том, что он любыми средствами заставляет класс работать по его плану, а в том, чтобы вовремя изменить курс урока.

2. Похвала или подбадривание.

3. Принятие идей учащихся.                 

4. Постановка вопроса педагогом, (это тоже целое искусство: проблемные вопросы, вопрос - понятие, вопрос - суждения).

5. Признание собственных ошибок педагогом.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирования позитивного Я, концентрирование личности, на развитие у учащихся уверенности в себе, в своих целях. В психологии есть термин « эффект Пигмалиона», восходящий к известному античному мифу о скульптуре, который изваял статую о прекрасной Галатеи и оживил её силой своей любви. Отношение к статуе, как к живой женщины сотворило чудо.

В психологии же «эффект Пигмалиона» формулируется очень просто: если мы, например, относимся к ребёнку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять – мы, тем самым, создаём предпосылку для того, чтобы он и в самом деле становился таковым. В противном случаи, наше отрицательное отношение запустит тот же механизм саморреализующегося предсказания, но уже в обратную сторону, что чаще и бывает со слабоуспевающими учениками. Ребёнок будит плохо относится к себе, а мы будим продолжать закладывать основу его будущего комплекса - неполноценности.

Таким образом, позитивное отношения педагога к ребёнку и система приёмов поощрения является важной стороной педагогического общения.

Гуманистическая педагогическая позиция учителя, является составляющей его духовности и формируется на основе духовности.

Усилия учителя, своим личным примером, не в последнюю очередь должны быть направлены на пробуждения духовности ученика.

«Личность воспитывается личностью».

2.2  Гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса.

Гуманизация  учебно-воспитательного процесса – это полностью изменения отношения к детям, «личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе». (Из заповеди Амонашвили Ш. И.)

Цель такого процесса – сделать школу «родным домом» для каждого ученика.

- через урок

- через внеклассные мероприятия.                             

Правила для учителя:

1. Принимать ученика таким, какой он есть. Не раздражаться от его внешнего вида, от неразвитости, от ошибок, поведения. Каждый ребёнок по-своему талантлив.

 «Ошибка ребёнка – находка для учителя».

2.                 Относитесь к ребёнку так, как будто он само совершенство.  Дайте ему возможность почувствовать удовольствие от осознания такого совершенства.

        

Гуманизация в преподавании физике побуждает нас, учителей, создать несколько неожиданный вывод: сегодня следует учить не столько физике, сколько по средствам данного предмета содействовать решению актуальных для личности и общества проблем.

Воистину справедливы слова из гётевского «Фауста»: «Теория, мой друг с уха, по зеленее жизни древо», и это древо привлекает почти каждого из нас в большей степени, чем даже столь прекрасная наука, как физика.

На своих уроках, я стараюсь объяснить ребятам, что их познания в физике в дальнейшем станут человечески значимыми, то есть изучения физики расценивается как жизненно необходимое дело, а сам процесс обучения станет заметно легче и продуктивнее.

Русское слово «школа» восходит к латинскому «скала» - лестница, сообщил Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. Речь идёт, сказал он, о лестнице духовного восхождения человека. В этой лестнице раскрыто 30 ступеней восхождений и последняя вершинная, названа «Любовью». Я думою, что о работы каждого учителя зависит, смогут ли ребята, его ученики, дойти до этой ступени.

Игровые формы учебной деятельности прочно вошли в арсенал современных технологий обучения, поскольку они стимулируют естественное стремление школьника к учению в свободной, непринужденной обстановке, на положительном эмоциональном фоне. При этом используемые приёмы обучения универсальны, потому что могут применяться в не игры, как отдельные элементы уроков или внеклассных занятий.

Но самое главное то, что в процессии игры принимают участия те ученики, которые с трудом постигают физику, и те, которые стесняются отвечать устно на уроке.

Предлагаю один из вариантов игры, которую я проводила в одно из коррекционных классов (приложения…).

Вместе с тем стремление раскрыть учащимся гуманистический аспект научного труда, требует показа деятельности людей науки. По существу вся наука представляет собой совокупность творческих достижений учёных. Поэтому рассматривать творчества учёного в его основных проявлениях было бы полезно как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Необходимость изучения творчества учёных сегодня резко возросло, так как у ребят формируется представление о месте человека в обществе, о взаимодействии науки и общества, и в конечном итоге, ребята поймут, что наука Физика не существует отдельно от человека. И здесь важнейшим моментом  в сохранении у них интереса к физике и способности постигать её основы становится доступность учебного материала. Вот почему ученики с удовольствием выполняют рефераты, работают с источниками, сами подбирают интересный материал. Я не принимаю сухой Интернет. Работа только тогда заслуживает внимания, когда она сделана с душой.

Работа с рефератами, докладами, ни в коей мере не сводит освоение предмета Физики примитивному изложению биографии учёного. Но это ещё один способ привлечь ребят к физике.

 

 

Ошибочным признаю мнение, что сам факт написания реферата, заведомо ведёт к отличной оценке.

В процессии защиты ученик не воспроизводит полностью работу, а кратко излагает её содержание, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, или интересных фактах для всех ребят.

Ученики любят выслушать в роли учителя. Вот и при защите реферата существует комиссия, которая задаёт вопросы автору и ставит оценку.

Такая форма работы приучает ребят к самостоятельной работе с литературой, учит из многообразия информации выделить главное. Ребята учат грамотно,  не стесняясь говорить перед аудиторией.

 

 

 

2.3 Влияние силы мотивации на успешность учёной деятельности

 

  Сегодня самая большая проблема школы в неуспеваемости учеников.

Обычно обучения характеризуется так: это передача человеку определённых знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передавать или «получить». Они могут «получиться» только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений, у него не появятся

Следовательно, отношения «педагог-ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик - приемник». «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».  (Дистервейг).

Педагог создаёт для активности ученика необходимые условия, направляет её, контролирует, предоставляет для неё нужные средства и информацию.

Для того чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация.

Мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, ради чего он её совершает.

Какие бывают мотивы? Мотивы бывают разные:

1) чтобы эффективно управлять мотивами, нужно, прежде всего, знать, какие из них имеются в наличии у каждого учащегося, какие поощрения наиболее ценны. Для этого я использую специальные тесты. (Приложения…)

2) но для детей, с которыми работаю я, само собой выделилось три мотива: 1) познавательный, его можно ещё назвать мотив «интерес», 2) мотив «Профессионально – жизненное самоопределение», 3) «эмоциональный» мотив.

Что активизирует мотивацию? На этом процессии влияют формирования у учащихся чувства радости достижением. На своих уроках я стараюсь дать ученикам возможность самим «добыть знания». Абстрактные, как бы, мёртвые знания, которые ученики обычно черпают из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, подолгу запоминающимися, если они (знания) получены в процессе собственной деятельности. Один из наших современников Т. Бер сказал: «Образования нельзя получить, его берут собственными руками».

Я никогда не объявляю в традиционной форме тему урока (например: «Планетарная модель атома»). В такой формулировке уже содержится утверждение, что всё известно, а это убивает желание узнавать новое. В звучании темы должен быть вопрос, он побуждает к раздумьям, действиям.

А вот в конце урока полезно вернуться к названию теме и снова её сформулировать, но уже в форме утверждения.

В своей работе я стараюсь использовать анкеты, диагностику, чтобы постоянно знать настрой к учёбе, уровень тревожности в данный момент. Для этого я использую известные тесты, переделываю их для каждого индивидуального случая. (Приложения…)

Очень важно при работе со слабоуспевающими детьми (в прочем, как и со всеми) прослеживать динамику усвоения предмета.

 

2.4 Учёт психических особенностей разных групп учеников

Профессия педагога наиболее чувствительней  к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека (ученика), на его развития.

Педагог, в своей деятельности, встречает «живую» психологию.

Потому хороший педагог по неволе обязан быть психологом.

В российском образовании провозглашён сегодня принцип личностно ориентированного обучения, чтобы осуществлять личностно ориентированные обучения, необходимо иметь представления о группах школьников, обладающих различными психолого-педагогическими особенностями.

Изучая познавательную деятельность детей  с задержкой психического развития (ЗПР), было установлено, что свойственные этим детям снижение работоспособности и неустойчивого внимания приведёт к тому, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе воспитания. Дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей ЗПР наблюдаются недостатки памяти. Они распространяются на запоминания как последнего так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. Это с наибольшей очевидностью проявляется в процессе решения интеллектуальных задач.

Одна из психологических особенностей детей ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставания в развитии всех форм мышления. Это отставания обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих логическое мышление.

Внимание детей ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому учителю необходимо организовать урок с учётом индивидуальных особенностей внимания детей. Одни сосредотачиваются только на начале урока, другие – на его окончании, а у третьих внимание рассеяно в течение всего урока.

Благодаря тесному контакту  с учителями начальных классов, я, когда такие дети приходят изучать физику, уже знаю, какой ученик относится к какому типу восприятия (приложение…) и могу в течение урока регулировать наилучший режим усвоения материала.

Для подготовки к уроку в таком классе требуется гораздо больше времени и выдумки. Вот уж действительно, дифференцированный подход в действии.

 

 

2.5  Дифференцированный подход с использованием различных методик обучения учебной работы

У обучающихся в массовой школе (то есть в условиях не адаптированных к особенностям психики) учеников с замедленным развитием так же, у других учащихся, происходит рост основных показателей мышления, но этот рост мал. В результате у них к VII классу заметно возрастает инертность, пассивность мышления и уровень их непродуктивного мышления оказывается ниже, чем у школьников с нормальным темпом развития. Эти учащиеся не успевают за предусмотренное программой время без посторонней помощи овладеть необходимым минимумом знаний. Под влиянием постоянных неудач у них складывается пониженная самооценка, формируется целый ряд отрицательных качеств личности. В коллективе такие дети не редко оказываются изолированными.

Формальный подход к оценки знаний школьников, отстающих в учении, условный перевод их из класса в класс в сочетании с эпизодической помощью в виде дополнительных занятий, консультаций, не могут обеспечить им овладения необходимым минимумом знаний.

Для отстающих ребят довольно эффективна методика организации уроков физики, разработанная В.Ф.Шаталовым, так как создаёт условия, способствующие усвоения программного материала всеми учащимися.

Одно из них – это соответствие между имеющимися у школьника фондом действенных знаний и новым учебным материалом. Чтобы соблюсти такое соответствие, эта методика предусматривает систематическую проверку приобретенных школьниками ранее знаний. Результаты таких «диагностических» контрольных работ не отражаются на оценках школьников, но служат для учителя показателем их готовности к текущим занятиям. На основе анализа этих работ он организует помощь отдельным учащимся, благодаря чему не возникают конфликты с отстающими учениками.

Другое условие успешного обучения школьников – использование «опер», в которых особо нуждаются ребята с замедленным развитием. Знания вводятся в этом случае блоками (два - три и более параграфов учебника), представляя собой, первичное знакомство учеников с новым материалом с целью раскрытия его сути, связи с уже имеющимися знаниями, выделения его основных компонентов, то есть, чтобы дать учащимся представление о новой теми и чтобы они ориентировались в дальнейшей работе.

Изложения большого материала оказывается возможным благодаря применению «опорных сигналов»  – наглядной схемы, в которой отражены единицы информации, представлены различные связи между ними. Кроме того, в опорных сигналах может быть отражена классификация знаний на уровне значимости (красным цветом – самое главное, зелёным – менее существенное и так далее) опорных сигналов облегчает усвоение большого объёма сведений, общей логической обработке учебного материала и перевода его в долговременную память.

Пример опорных схем в 8-м классе при изучении темы «электрические явления». (Приложения..)

Для отстающих школьников особенно полезно то, что потом происходит вторичное объяснение материала: кратко воспроизводится основное содержание темы в  сопоставлениях со знаниями опорных сигналов, так что схема наполняется понятным учащимся смыслом и служит его запоминанию. Этому способствует прямая его установка на запоминание: учащиеся знают, что дома они должны вспомнить по опорным сигналам содержание урока, дополнить его информацией из учебника и своими примерами, подготовиться к письменному и устному ответу по ним. ( Письменным и устным ответам по опорным сигналам посвящается обычно первая часть следующего урока). Таким образом, работа с  опорными сигналами создаёт основу для реализации важного психологического условия формирования знаний: неизбежность и полноту контроля за усвоением знаний и их оценку.

В результате использования опорных сигналов даже слабые ученики осваивают программные материалы и воспроизводящего при письменной проверки.

Поскольку на практике школьники чаще всего подвергаются устному опросу, разработаны разнообразные его формы: у доски по опорным сигналам, парный взаимоконтроль и так далее. Все они обеспечивают повторения материала, закрепления знаний. И подготавливает ребят к адекватной самооценке. А это ещё одно психологическое условие повышения эффективности обучения.

Письменность учебной работы по опорным сигналам снимает обычный для отстающих в учении школьников страх перед низкой оценкой. При работе с опорными сигналами отметка «2» не ставится. Вместо неё в листках контроля остаётся незаполненная клеточка. Позднее, во внеурочное время, школьник должен её закрыть. Такая система контроля создаёт «психологический комфорт» для отстаивающих в учёбе учеников.

Идея использования опорно-логических моментов описанная в работах В.Ф.Шаталова, А.Е.Мароне конечно не нова. Возможно, что-то скажет, что сейчас она устарела, но я убедилась, что обучения с помощью конспектов даёт результат. Они позволяют учителю многократно возвращаться к нужной информации, быстро и эффективно проверять знания и проводить контроль.

Слово повторение имеет два смысла: первое – это возвращение к раннее изученному материалу, второе – это этап процесса обучения. О знании этого этапа убедительно свидетельствует народная мудрость :     « Повторение – мать учения». Уроки для повторения могут быть самых разных видов.

Я предлагаю один из вариантов такого урока.

Урок «Восхождение на Пик (знаний)…»

Замысел урока: группы альпинистов, образованные из учеников класса, совершают подъём на Пик… (следует его название). На каждом привале каждую группу ожидает конверт с заданиями или вопросами. Например, на одно – по теории, на втором – на соображение, на третьем – по выполнению опыта. Все задания нужно выполнить, и ответь дежурным по привалом. После этого группа получает право продолжить маршрут. Если группа не справилась с заданием, то остаётся на этом этапе до следующего хода. Побеждается А.И. Архиповой (кубанский университет).  (Приложение…)

Самостоятельность – это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, она открывает человеку путь к независимости, вселяя уверенность в своих силах.

К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, «сам задумал – сам сделал».

Для моих учеников я предлагаю задачи – вопросы (Э.М.Браверман).

Вот одна из них для ребят VIII класса.

Отдыхающие прекратили игру в волейбол на пляже из-за плохо накаченного мяча и сожалели, что не взяли с собой насос. Накупавшись и отдохнув на горячем песке, они радостно удивились, что мяч изменился и можно продолжать игру.

Вопрос: что и почему произошло с мячом?

Решение начинаем с поэтапного узнавания. Вот возможный перечень вопросов по этой работе:

1. Узнали ли вы ребята, к какому разделу физики относится эта задача? (Тепловые явления).

2. Знаком ли вам физический параметр, напрямую связанный с этим явлением? (Температура).

3. Узнали ли вы виды теплопередачи, которые имели место в ситуации с мячом? (Изучения, теплопроводность, конвекция).

4. Какое вещество, и в каком состоянии находится в резиновой камере мяча? (Воздух – газ). 

5. какие внешние факторы могли повлиять на газ в мече? (горячий песок, солнечные лучи).

6. Что радостно удивило отдыхающих? (Увеличение размера мяча).

В этом списке вопросы 1-3 являются вопросами на узнавание.

На первый взгляд может показаться, что приведённые вопросы излишне подробные, на самом деле, как показывает практика, эта методика учит ребят видеть связь уже изученного и чего-то нового, призывает делать какие-то осмысленные выводы, а не работать интуитивно, что встречается довольно часто.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, а с помощью органов зрения – 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

 

Физика – наука экспериментальная. Много времени на уроке должны занимать демонстрационный и лабораторный эксперименты. Ведь демонстрация опытов является сильным раздражители привлекающим внимание и новизной и эффективностью. (Приложение…) (поурочное планирование «механические колебании»)

 

2.6 Профориентационная работа

Школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Я занимаюсь проблемой профориентации школьников, используя при этом всевозможные методы и приёмы.

Эта работа строится по следующему плану:

1. работа на уроке физики при изучении программного материала;

2. работа во внеурочной работе по физики (приложения…);

3. работа классного руководителя по профориентации.

В школе выработалась целая система по профориентационной работе, которая начинается с формирования интереса к выбору профессии учащихся VII классов и заканчивается более глубоким изучение тех профессий, которые школьники выбирают себе.

К IX классу, так как ученики, слабоуспевающие, в основном, заканчивают только курс основной школы. На каждом уроке по ряду с образовательной целью выдвигаю цель по профориентации:  показать практическое применение материала данной темы. В конце урока задаю вопрос: людям, каких профессий необходимы знания, приобретённой при изучении данной темы?

Например, при прохождения понятия «трение», можно много говорить о работе шофёра, машиниста и других.

При изучении последовательного соединения проводника предлагаю учащимся стать исследователями. Ребята выполняют работу, делают свои выводы, а затем сравнивают их с выводами, написанными в учебнике, убеждаясь, что они (выводы), одинаковы. От такой работы учащиеся получают удовольствие и испытывают радость. В конце урока я подчёркиваю, что исследовательская работа связана со многими профессиями.

На уроке я часто применяю задачи в рисунках, расчётные задачи, с помощью которых может быть сделан вывод о необходимости знаний в той или иной профессии.

Естественной профориентацией являются лабораторные работы, физические практикумы, на которых у ребят вырабатывается навыки и умение пользоваться измерительными приборами.


3. Заключение

В заключении, хочу привести текст своеобразной памятки для каждого учителя, работающего в классе коррекции.

Особенности преподавания физики в коррекционных классах.

1.                 Деятельность учителя должна сводиться, главным образом, организации и руководству деятельности учащихся, контролю за взаимоотношениями класса с каждым учеником. Очень вредно, когда учитель много говорит на уроке, а ученики вынуждены молча слушать монолог учителя, либо ограничиваться односложными ответами на простейшие вопросы учителя. Учитель должен понять, что учатся дети, а он лишь помогает им, направляет их работу.

2.                 Ученик может овладеть знаниями, лишь в процессе собственной деятельности.

3.                 Обучение только тогда эффективно, когда деятельность ученика осмысленна.

- составлять по тексту параграфа вопросы – суждения, устанавливающие связь между понятиями.

    

4.                 Преступая к новой небольшой теме, учитель вывешивает план изучения этой темы, в левом столбце которого фамилии учащихся, а в правом – знания, умения, навыки, который каждый из них должен приобрести, соизмеримые с возможностями каждого.

5.                 Обучения детей систематизации и закреплению пройденного материала. Для этого:

а) ведение тетрадей для записи правил, законов физики, формул;

б) составление схем изучённой темы;

в) составление терминологических словарей по физики.

6. Детям не должно быть скучно на уроке. Организовать урок так, чтобы ученики с первой минуты были включены в работу.

- не начинать урок со словесных воспоминаний (что было задано? Какую тему изучаем?). Это сразу расхолаживает рабочий настрой учеников. Лучше начать урок с посильного задания.

7. По возможности использовать на уроках игровые, занимательные моменты, викторины.

8. Обязательно должен присутствовать элемент стимулирования учебной деятельности, похвала.

9. Организация на уроках самоконтроля и взаимоконтроля.

Моя задача, как педагога в том, чтобы не погасить в учениках огонёк интереса, развить в них способность мыслить, обобщать, анализировать, сформировать цельное представление об окружающем мире.

Работая со «слабыми» классами я не могу похвастаться очень одарёнными учениками. Но когда видишь рост ребёнка, когда слышишь, как с любовью он говорит о моём предмете, то понимаешь: это и есть самая главная педагогическая победа.

Hosted by uCoz